ВПЕРЁД К ЧЕЛОВЕКУ — ТВОРЦУ!

Дню учителя посвящается…

Какую мы, русские национал-большевики, хотели бы видеть образовательную политику в новой, другой России? Каков её идеал? К чему стремиться в этой области?

Дети – высшая ценность. Дети – в первую очередь и немедленно. Именно поэтому прямо сейчас стоит поставить однозначный вопрос – а кого, собственно, мы хотим получить из них? И так же прямо на него ответить – коллективного человека, человека дерзновенного и в тоже время гармоничного, человека постигающего, всесторонне развитого Человека-Творца. Думаю, не ошибёмся, если обозначим для себя этот чёткий, ясный и понятный ориентир – Человек-Творец (имеется ввиду
творец, служащий общим коллективным целям в построении, развитии и существовании справедливого общества).

С самого рождения у маленького человека нет никого ближе и роднее собственной матери. Крепкая связь младенца и матери заложена природой изначально. Вопрос напрашивается сам собой – стоит ли отдавать ребенка в детский сад или воспитывать его родителям? Безусловно, социализация маленькому человечку важна как молоко матери в младенчестве. Без интеграции в сообщество, в коллектив, мы никогда не получим не то что Человека-Творца, а вообще человека с правильными ориентирами. И чем раньше будет происходить его интеграция, тем лучше. Детский сад легко
может заменить уличное (в хорошем смысле слова) общение и интеграция в коллектив таких же дворовых детей. Ведь зачастую детские сады – эдакие камеры хранения вечно занятых родителей, закрученных в бешеном, с перекошенными приоритетами, ритме жизни. Следовательно, следует учитывать необходимое кардинальное изменение ритма и образа жизни взрослых и рассредоточение городов (а ведь это уже социально-экономическая политика) – полный или частичный уход из бетонных мегаполисов на «землю», в малоэтажное жилье с широкими «приусадебными» участками,
садами, развитыми различными хозяйствами и собственным артельным производством и т. п. Ибо чем ближе человек к земле, а тем более маленький, – тем быстрее он усваивает не только простые русские мировоззренческие истины, но и наглядно, буквально видит, какие плоды дают деревья, как доят корову или козу, при помощи каких инструментов выращивают и собирают урожай, наконец, он видит просто живой зеленый мир, начинает ценить его, дорожить им.

Это не вид железо-бетонных перекрытий и рекламных вывесок с редкими озелененными островками – то есть он видит жизнь не абстрактно, но наглядно, естественно. Ведь современные дети уже давно рисуют растущие булки и морковки на деревьях и думают, что молоко берется из пакета в магазине – прямое следствие отрыва человека от его естественной среды обитания, что крайне чревато для
человека как вида в будущем. Обширная программа по малоэтажному жилью вполне может заменить функции детских садов.

Начиная жить рядом друг с другом (а не на головах друг у друга), люди сближаются, сплачиваются, создают сообщество, создают негласный совет (где-то с большим успехом, где-то с меньшим), соборность, если хотите. В том числе и в воспитании юного поколения. Если дети растут на виду у всех членов отдельно взятой малоэтажной «общины», то всем видны детские поступки, детские характеры, и участвовать в воспитании могут не только родители, но и, к примеру, «аксакалы» – люди, заслужившие авторитет опытом, поступками, жизненной мудростью и рассудительностью. И корректировать поведение своих подопечных они будут не солдафонскими императивами в формалистском духе «ай-ай-ай!», но грамотно, прозорливо, наставлять как детей, так и их родителей по-русски мудро, дальновидно, вести естественную воспитательную работу – ведь на то они и имеют всеми уважаемый и заслуженный авторитет.

А это уже очертания русской Традиции… Таким образом, детские сады могут естественным образом отпадать. Но это не говорит о том, что детсады нужно безоговорочно отбросить – ведь и там есть очень интересные, но забытые наработки в педагогике. Все эти наработки надо вытаскивать людям талантливым и одаренным, новым «макаренкам».

Далее школа. Главная задача школы в новом, коллективистском обществе – не только наделение реальными базисными знаниями об окружающем мире наряду с подспудными широкими воспитательными функциями, но и сохранение, закрепление и развитие в юном человеке следующих видов мышления: аналитического, критического и синтетического.

Одна из главных задач сегодняшней «образовательной» системы с апофеозом дебилизации в виде тестирования (ЕГЭ) – уничтожить в юных мозгах зачатки первых двух видов мышления и предупредить появление и развитие у человека мышления третьего типа – синтетического (от слова «синтез»). Следовательно, наша задача всеми силами сохранить и развить такие виды мышления у детей. Что
для этого требуется от школы? Моделирование реальной, как можно более полной и ёмкой, картины мира без уродливой абстракции, «зубрежки», «долбежки», перегрузки маленьких головёнок. Прежде всего это касается базиса точных наук – только живые, образные, яркие примеры тех же физических законов, химических уравнений и математических формул без мозговой эквилибристики, бессмысленных мультикалькуляторов и счёта ради счёта.

Очень важный момент в начале школьного образования – не раздавить ребенка. Представьте, что на стадии дошкольного образования мы должным образом подготовили маленького человечка – вырастили его на «земле» вольным, прытким, хватким пострелёнышем. А теперь мы берём и сажаем его, уже начинающего тянуться «к небушку, к звёздочкам», на долгие годы в скрюченном положении за парту, приковываем его любознательный взгляд к однообразной, скучной школьной доске, перед которой строгая тетка-училка начинает учить «уму-разуму», без конца требует, поучает, «воспитывает». Это ли не страшный удар по сознанию и физическому развитию ребенка?! Но ведь как-то давать человечку жизненно важные знания об окружающем его, невероятно сложном и удивительном мире необходимо!

Интересную в этом плане методику создал педагог Владимир Базарный. В специально разработанных классах Базарный установил парты с «конторками», где ученик находится в сидячем положении, а также стоит во время урока за «конторкой», постоянно перемещаясь между ними, – методика динамических поз. Это дает разгрузку опорно-двигательному аппарату ученика, постоянно концентрирует его внимание. Уроки у Базарного строятся так, что ученик не только смотрит на доску, а отвлекается на все стены и даже потолок, что опять же концентрирует его внимание, позволяет лучше усвоить материал, бережет зрение, настраивает на критический и аналитический
склад мышления. Кроме того, такие отвлечения моделируют и проецируют широкий взгляд на мироздание – взгляд на все «четыре стороны света», а также небо, космос…

Ещё один немаловажный момент в новом школьном образовании – движение в сторону создания единого базиса знаний. Абстрактной мозаичности и «научной» мешанине в виде раздробленных и отдельно существующих неполноценных, узкоспециализированных химий, физик, биологий, геометрий, математик, географий и т. п. – необходимо противопоставить фундаментальные знания, скрепляющие друг друга и плавно переходящие друг в друга. В глубокой древности неразрывность геометрии, математики, физики, географии, биологии, астрономии, космогонии и различных прикладных дисциплин была очевидной и естественной. В конечном итоге, с помощью таких знаний человек всегда хотел понять, постичь мир, а заодно осмыслить и себя, свое существование и предназначение в этом мире, а этого не сделать с помощью мозаичных дисциплин. И в глубокой древности эти задачи куда как легче поддавались решению, чем сегодня. Почему же нам отказываться от движения в Золотой Век?!

Хорошей иллюстрацией такого порыва и движения в сторону создания целостной картины мира у ребенка является школа педагога Михаила Щетинина, где дети более старших возрастов не только пытаются объединить в целое знания в различных дисциплинах, занимаются коллективным разнообразным творчеством, работают физически, изучают боевые искусства, занимаются хоровым пением, но и учатся и учат (!) друг друга, являясь и учениками и учителями одновременно.

Как говорилось выше, очень важно научить ребенка не зазубривать знания, а понять их, осмыслить – само собой, должна быть проведена колоссальная ревизия по пересмотру школьной программы, где излишних незапоминающихся «знаний» – пруд пруди. Но так же необходимо выработать и внедрить технологическую методику по быстрому, легкому, ненавязчивому усвоению практического и теоретического материала. В этой сфере есть хорошие наработки заслуженного профессора-новатора
Виктора Шаталова, который простым, доступным, разговорным языком за короткий промежуток времени способен научить как ребенка, так и молодого человека запоминать объёмные теоретические знания на долгие и долгие годы.

В помощь «храмам знаний» в борьбе с абстракцией за правильное мышление и различные «подсобные хозяйства»: лаборантские, мастерские, сельскохозяйственные «угодья» с теплицами и садами, где ребенок легко сможет осуществить выполнение любого практического задания: самостоятельно вырастить хлебные колоски и намолоть с них муки или решить задачку, где необходимо просчитать,
к примеру, сколько кубометров воды будет израсходовано через поливочный шланг в определённый промежуток времени при определенном давлении воды, и т. п. Все это не «от балды» и не от безделия – Человеку-Творцу нужны реальные практические знания обо всем, что его окружает, что его касается.

Разделение полов в школе по отдельным классам – методика, заслуживающая самого пристального внимания, и должна быть изучена весьма обстоятельно. Ибо она изначально нацелена на воспитание настоящих, физически развитых, умных мужчин «с руками» и женственных, мудрых, умелых будущих женщин и матерей.

Естественно, встанет вопрос и о педагогическом составе школ, и о методологии преподавания, и о базисной программе знаний и т. п. – на самом деле работы невероятно много. Много и тяжелых, трудных решений, но и много творческого полета, истинного удовольствия служения Делу. Рукава придется закатывать основательно и надолго – ведь Человек-Творец – это не день, не месяц и не год – это кропотливая, напряженная, но бешено интересная работа.

Вперёд к Человеку-Творцу!

Кир Ворошилов

Похожие записи:

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.