В ЗАЩИТУ СЕРИАЛОВ

Эта мода пришла в Россию около 5 лет назад. Тогда в интернете начали набирать популярность первые релиз-группы, переводившие американские сериалы. Так российский обыватель открыл для себя поделки телеканалов FOX и HBO.

Оказалось, что современый американский сериал давно перерос каноны траиционной мыльной оперы и бесконечного детектива о трудовых буднях очередных честных копов. На данный момент хорошим тоном в сериалостроении считается освещение социальных проблем и исследование границ дозволенного в телеэфире.
То, что 10 лет назад казалось неприемлемым, теперь встречается даже в сериалах для домохозяек. Секрет успеха современного сериала – присутствие в сюжете хотя бы двух из указанных ниже признаков: антисоциальное поведение, натуралистичное насилие и сексуальные перверсии. Добавьте к этому злободневную тематику, и тут и там проскальзывающие выпады в сторону политкорректности и терпимости.

Провинциальный учитель химии узнает, что он болен раком и жить ему осталось от силы пару лет. Постоянная нехватка денег, сын-инвалид – он понимает, что после его смерти семья пополнит стройные ряды бомжей, и находит выход – начинает варить на продажу метамфетамин. Это краткий пересказ сюжета Breaking Bad – достаточно популярного сериала, который только по кабельному ТВ в Америке смотрят от 1 до 3 млн. человек. Впрочем, желание сценаристов немного потрясти моральные устои обывателя стало уже общим местом. Проклятые капиталисты стараются удовлетворить все мыслимые запросы общества, среди которых почему-то в последнее время набирают популярность сюжеты о выживании в постапокалиптических США.

Особый интерес у читателей должен вызвать тот факт, что в Америке сформировался целый жанр политического сериала. Понятно, что все представители жанра ангажированы и служат для обеления или очернения одной из правящих партий, но всё же крайне интересно наблюдать за чужой насыщенной политической жизнью, если в твоей стране таковая отсутствует в принципе.

Нельзя сказать, что в западном сериалостроении произошёл какой-то переворот. Шлак выпускается в огромном количестве и будет выпускаться всегда. Суть процесса в том, что людей с нестандартным мышлением и ярким талантом все чаще стал привлекать формат кабельного сериала. И что важно – спонсоры готовы вкладывать в их проекты значительные деньги.

Бюджет популярного сериала заметно вырос за последние годы. Как пример можно привести «Подпольную империю», премьерный выпуск которой стоил $18 млн., а режиссером выступил Мартин Скорсезе. Благодаря такому финансированию сериалы давно переросли обычные телепостановки с сюжетом, разворачивающимся в трёх-четырёх повторяющихся интерьерах.

Главный посыл этого текста, который необходимо озвучить отдельно – пора отказаться от представления о сериале как недожанре и воплощении всей пошлости и халтуры кино. Уже невозможно игнорировать качественные изменения, происходящие прямо на глазах. Об этом стоило говорить, может быть, немного раньше, но хороший сериал несколько лет назад был
редким исключением. Посмотрев «Клан Сопрано», можно было воскликнуть: «Минуту, да ведь это же настоящее искусство!». Но что-то близкое по уровню найти было просто невозможно. Удивительно, но даже этот классический, умный сериал прошел мимо внимания нацболов. Жизнь босса мафии из Нью-Джерси, страдающего паническими атаками, наполнена нашими повседневными реалиями: слежка полиции, трудности соседства с добропорядочными гражданами, поддержание моральных устоев среди товарищей и разоблачение стукачей.

Ситуация вокруг сериалов во многом схожа с тем, что происходило со взрослыми мультфильмами в начале 2000‑х. Неожиданно появились «Южный парк» и «Monkey Dust» со своим циничным и умным юмором, бьющим по всем порокам общества, до которых они могли дотянуться. На волне их успеха выросла целая индустрия, по обочинам которой расположилось откровенное безумие вроде «Поллитровой мыши» и «Робоцыпа».

В России эту нишу успешно занял канал «2х2». Очевидно, что ниша нового западного сериала в нашей стране недолго будет оставаться пустой. Как ни странно, но ненавидимый нами «Первый канал» оказался в этом вопросе наиболее прогрессивным, запустив показ знаковых «Подпольной империи» и «Карточного домика». На этой волне стоит ожидать появления тематического отечественного канала, который подомнёт под себя большую часть независимых переводчиков. Антипиратский закон, вступивший в силу с 1 августа, только ускорит этот процесс.

На этом фоне особенно унылым видится будущее традиционного кино. Обилие сиквелов, приквелов и ремейков в последние несколько лет красноречиво говорит о нехватке новых идей. Бюджеты голливудских фильмов выросли до такой величины, что сюжет в них перестает играть какое-либо значение: основная ставка делается на зрелищность. Независимое европейское кино способно лишь иногда радовать достойными фильмами. Его представители скатились до штамповки трогательных историй о победе различных меньшинств над предрассудками общества и совсем не стараются выдать жесткой социалки. О, куда же ушли славные времена «Идиотов» и «Человек кусает собаку»?

Новости последнего времени не оставляют сомнений в дальнейшем ухудшении ситуации. Стивен Спилберг и Джордж Лукас высказали предположение, что киностудии будут склоняться к выпуску ещё более дорогих и длительных фильмов, по своим качествам приближающихся к интерактивным шоу. Якобы это выгоднее с чисто экономических позиций против изготовления большего количества дешевых фильмов. Нетрудно понять, к чему это приведёт. Излишнее вливание денег скажется на качестве в негативную сторону. Выпуск меньшего количества фильмов станет рентабелен только в том случае, если этим фильмам будут присваиваться минимальные возрастные ограничения, что немедленно отразится на реалистичности кино. Если прогнозы Спилберга и Лукаса окажутся верны, то в недалеком будущем нас ожидает засилье дорогих как годовой бюджет маленькой африканской страны сказок для всей семьи. Все, кто не впишутся в новую пищевую цепочку, будут вынуждены уйти либо в независимый кинематограф, либо на телевидение.

Можно говорить о том, что в это десятилетие главные события кино будут происходить в сериалостроении, и изменений, которые могли бы этому помешать, не предвидится.

Андрей Милюк

Похожие записи:

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.