ПЕРЕСТАНЕТ ЛИ РОССИЯ БЫТЬ РАЕМ ДЛЯ ОЛИГАРХОВ?

Недавно в Госдуме опять подняли вопрос о введении прогрессивной шкалы налогообложения, на этот раз депутаты предложили ввести изменения в Налоговый кодекс ради субсидирования экономики Крыма. Законопроект предполагает повышение с 13 до 30% ставки налога на доходы физических лиц, чей годовой доход превышает 12 млн рублей. Однако, рассчитывать на то, что этот законопроект будет принят не приходится: дело в том, что в Госдуме вопрос о введении прогрессивной ставки налогообложения поднимается далеко не впервые, и всякий раз эти инициативы просто-напросто «рубились». Судя по всему, на этот раз депутаты надеются провести подобные изменения «под сурдинку» крымской тематики. В действительности, «налог на богатство» нужен не только Крыму, вся российская экономика давно задыхается без соответствующих поправок.

Ранее  депутаты от «Справедливой России»  также  вносили законопроект, предусматривающий введение так называемого «налога на роскошь». По мнению профильного комитета, этот проект не имел  должного расчетного обоснования и, кроме того, дублировал  уже вступивший в силу закон о повышенном транспортом налоге на автомобили, чья рыночная стоимость превышает три миллиона рублей.

Разговоры о возможности введения в России имущественного налога для богатых велись давно. Во время своей последней предвыборной кампании об этом говорил и Путин, тогда он выражал уверенность в необходимости появления подобных поправок. Подразумевалось, что дополнительным налогом будут облагаться и элитные виллы, яхты, огромные земельные участки, приобретаемые финансовой элитой страны для личного пользования.

В мае на рассмотрение Госдумы поступил еще один «социальный» законопроект, от дальнейшей судьбы которого во многом могла бы  зависеть жизнь каждого россиянина. Речь шла об отмене плоской шкалы подоходного налога для физических лиц и замене ее на прогрессивную систему налоговых выплат. Соответствующий проект поправок к налоговому кодексу был внесен депутатом фракции «СР» Олегом Ниловым. Надо сказать, что это уже не первая подобная попытка — в январе 2013 года подобный законопроект был уже отклонен Госдумой.

Стоит отметить, что предложения «эсеров» по повышению налогового бремени с ростом доходов все равно гораздо мягче, чем действующие нормы налогового законодательства многих стран. Согласно предлагаемым поправкам, годовой доход до 5 млн. рублей будет облагаться прежними 13%, от 5 млн до 50 — 18%, от 50 до 500 миллиона — 23%, ну а всем тем, кто получает в год более 500 миллионов рублей придется отдавать в казну 28% от своих доходов.

Такие меры даже с натяжкой невозможно отнести к радикальным, ведь даже в США максимальный подоходный налог составляет 38% . Впрочем, шансов, что этот закон сможет преодолеть лобби финансовых верхов довольно мало.

Если подоходный налог и «налог на роскошь» больше относятся к социальной сфере, введение прогрессивной шкалы в данном случае помогло бы немного выровнять имущественное неравенство, то введение ступенчатого налога на прибыль организаций смогло бы обеспечить рост малого и среднего бизнеса. Не секрет, что появление небольших предприятий во многом тормозиться наличием большого налогового гнета. Базовая ставка налога на прибыль едина и для начинающей компании, и для гиганта-монополиста. Разумеется, для небольшой компании, которая балансирует на границе рентабельности, справляться с налоговыми выплатами гораздо сложнее, нежели крупному предприятию, у которого и КПД выше, и резервов больше. Правда, для мелкого бизнеса предусмотрена возможность перехода на упрощенную систему налогообложения, для таких предприятий региональные власти имеют право понизить налоговую ставку, но этого, как правило, не делается.

Кроме того, практически отсутствуют налоговые льготы для наукоемких предприятий (они предусмотрены, почему-то, лишь для резидентов Сколоково).

В 2011 году Борис Титов выдвигал предложение по введению прогрессивного налога на прибыль, объясняя это необходимостью дать стимул для развития предпринимательства в стране. На прибыль компании до 200 миллионов рублей в год предлагалось снизить налог до 15%( а кроме того, понизить для таких предприятий НДС и страховые взносы), а для тех организаций, прибыль которых превышает эту сумму налог предлагалось наоборот поднять.

Однако, эта инициатива так и осталась лежать под сукном. Невозможность отказа от плоской шкалы налогообложения чаще всего объясняют тем, что это заставит и частных лиц, и бизнес уйти в тень, вообще отказаться от выплаты налогов. Эти заявления заставляют задуматься — а для чего, в таком случае, существует отдел полиции по борьбе с экономическими преступлениями?

Кроме того, часто говорят о том, что в случае роста пропорционального роста налоговой ставки у людей просто пропадет мотивация заниматься бизнесом. Доля истины в этих аргументах есть, потому что налоги можно повышать лишь до определенного предела, превысив который есть риск ввести весь бизнес в кому. В качестве отрицательного примера можно привести налоговую политику Франсуа Олланда, который поднял налоги на прибыль настолько, что спровоцировал закрытие многих предприятий и рост безработицы. Однако это не означает того, что на этом основании следует отказаться и от вполне умеренных реформ.

Глубокое имущественное расслоение, зародившееся и оформившееся еще в 90-х, остается одной из наиболее серьезных проблем российского общества. Вроде бы, за эти годы с правительственных трибун было произнесено немало речей о необходимости взращивания в стране среднего класса, однако значительных сдвигов достичь в этом так и не удалось: скорость концентрации капитала в руках финансовой элиты значительно опережает средний рост благосостояния по стане.

Количество долларовых миллиардеров достигло в России 131, удивительно, но такого количества гипербогатых людей не было в стране даже в период «дикого капитализма» 90-х. До 2008 года людей, чье личное состояние превышало один миллиард долларов насчитывалось значительно меньше — 101, а в 2000 году их было вообще ничтожно мало — 8 человек. Сейчас на одного миллиардера в России приходится 11 миллиардов суммарного дохода населения, в то время как в большинстве стран этот показатель составляет 170 миллиардов.

Макроэкономическим показателем, характеризующим степень социального расслоения в государстве является коэффициент Джини. Измеряется он в пределах от 0 (абсолютно равномерное распределение) до 1 (все ресурсы сконцентрированы в руках узкой группы).

На данный момент в России этот показатель составляет около 0, 44, что превышает аналогичный показатель в США и большинстве стран Европы, и стремится к уровню беднейших стран Африки и Латинской Америки.

Впрочем, ничего удивительного в этом нет, ведь Россия остается одной из очень немногих стран, применяющей плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц и организаций.

Парадокс — при этом властьимущие нисколько не стесняются причислять современную Россию к «социальному государству», а мнение о том, что на западе «человек человеку волк» продолжает бытовать в народе.

Между тем, большинство западных стран давным-давно перешло на прогрессивную шкалу налогообложения, которая позволяет сдерживать держать уровень социального расслоения в приемлемых рамках.

В Англии, к примеру, подоходный налог на физических лиц при доходе, превышающем 20, 7 тыс. ф. ст. в год возрастает с 25% до 40%, налог с предприятий тоже значительно варьируется — для тех, чей годовой доход не превышает 200 тысяч фунтов стерлингов сохраняется на уровне 25%, а вот, к примеру, нефтедобывающие предприятия отдают в казну 75% от своей прибыли.

Схожими налоговыми инструментами регулирования пользуются большинство европейских стран, Китай, Австралия, США и многие другие государства, хотя сама структура налогообложения варьируется.

Тем не менее, основной смысл налогового законодательства этих стран сводится к простому принципу перераспределения налогового бремени с наименее защищенных слоев населения на самые обеспеченные. Подобная система позволяет привлекать в региональные бюджеты больший объем средств — к примеру, в той же Англии суммарный региональный бюджет составляет 70-90 % от общего бюджета страны.

В США ставка подоходного налога колеблется от 10 до 38%, в зависимости от уровня доходов физического лица. Кроме того, для социально незащищенных категорий граждан предусмотрены налоговые вычеты, позволяющие наиболее бедным вообще не делать налоговых отчислений, в то же время как более обеспеченные слои обязаны выплачивать еще и налог на имущество.

В России же установлена плоская шкала налогообложения: все физические лица, невзирая на уровень доходов, обязаны отчислять в бюджет 13% подоходного налога, а для предприятий также установлен единый налог в 20% от прибыли (не считая НДС и других сопутствующих налогов). Поэтому ничего удивительно в том, что Российская Федерация стала настоящим раем для олигархов нет.

Очевидно, что наличие в стране гипертрофированной прослойки сверхбогатых людей, а также большого количества монополий тормозит развитие среднего класса. Получается замкнутый круг — могущественная финансовая элита не дает принять законы, способные увеличить налоговые притязания государства в ее адрес, благодаря чему она набирает еще большую силу, чтобы вообще никогда уже не допустить покушений на свое привилегированное положение.

В итоге, государство не может снизить налоги для мелкого бизнеса и малообеспеченных слоев населения, руки которых  связаны завышенными налоговыми и кредитными ставками. Пропасть между бедными и богатыми неумолимо растет, и со временем в нее упадет вся пресловутая «политическая стабильность», которой так дорожит российская власть.

Надежда Алексеева 

 

Похожие записи:

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.
реставрація ванн Львів акрилом PlastAll вдома

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.