ОПУС В ЧЕРНОМ: КАК МЕРТВОМУ ВСТРЕТИТЬ СМЕРТЬ?

В октябре была презентована новая книга Э. Лимонова «…И его демоны». Постоянные читатели и поклонники знают, Лимонов давно распрощался с жанром романа и с присущей ему тщательностью опровергает этот жанр все последние годы.

ЭЛ утвердил в качестве писательского метода свободное письмо, демонстративно отверг романную структуру, искусственные сюжеты и затейливые литературные ходы. Поэтому ценители высокой модернистской литературы уже не ждут от автора «вкусного чтения». Тем не менее, последнее произведение должно приятно удивить читателей со стажем.

В книге сквозь «небрежный», будто написанный на скорую руку текст, просвечивает колоссальный писательский опыт и уникальное литературное мастерство. Мы видим, как спонтанное соединение частей оказывается подчинено строго продуманному плану. Книга состоит из разрозненных текстов, которые условно могут быть разбиты на три части. На первый взгляд, эти тексты не соединены ничем, кроме фигуры самого автора. Постепенно мы обнаруживаем, главы книги связаны чем-то большим, чем простой авторский произвол: пронзительным и трагичным мотивом умирания.

Тема смерти не нова для автора, он развивал её многие годы, посвятил смерти не одно произведение. Но теперь с героем происходит нечто совершенно иное, то, чего никогда не бывало прежде: перед читателем разворачивается мучительная тема затянувшегося безжалостного умирания. Человек-в-смерти, Восстание-в-смерти, Общность-в-смерти — вот три раздела, на которые можно было бы разделить текст книги.

Как-то на одном из партийных собраний ЭЛ сказал: «Вы должны научиться принимать важные решения сами, я же не могу жить вечно… Нет, я, конечно, могу жить вечно. Но это же… неприлично. Они же все очумеют!» Да, Лимонову суждено было пережить многие «смерти», свои и чужие, стать классиком при жизни, получить преклонение и презрение современников по полной программе.

Теперь он, написавший уйму рецептов «правильной» смерти, готовый умереть каждую секунду, оказался на пороге умирания. Обыденная жизнь не смогла побороть героя, к нему приблизилась обыденная смерть — серая и безликая. Как увильнуть от неё, если отказала половина тела, не слушаются руки, и ноги не слушаются? Мы знаем из мировой культуры о многих сценариях безупречных инициатических смертей; мы знаем, для того чтобы утвердить человеческое (или нечеловеческое, сверхчеловеческое) величие, приходит великая смерть. К такому сценарию мы готовы. Но как быть, если за чередой проверок «великими» смертями приходит больнично-влажное, гнойное, беспамятное, вонючее умирание с овсяной кашкой на завтрак и паровой котлеткой на обед?

«Я давно не выхожу никуда один», — пишет ЭЛ. И значит это ровно то, что он давно не существует один, сам по себе, несмотря на своё постоянное, практически не прерываемое одиночество. Он давно растворил себя в общности партийцев. Его судьба — это судьба общности. Так же как и судьба каждого другого члена Партии.

«Культ одиноких возникает из жажды братства, более безымянного, из тяги к духовному единению, более глубокому, чем это свойственно людям», — напишет за полвека до того Эрнст Юнгер в «Рискующем сердце». Рискующее сердце — наиболее точный символ Партии нацболов.

В этом символе каждый из партийцев присутствует в своем всепоглощающем одиночестве, но наделённый яростным стремлением к братству. Именно поэтому ЭЛ давно не пишет романов, он слишком не принадлежит себе для романов. Он пишет историю уникальной общности, загадку которой ещё предстоит разгадать. Общности, растворившей многие судьбы, но давшей взамен едва уловимое присутствие Единого. Общности, всегда стоящей на грани умирания, одной ногой в этом будоражащем процессе. Общности всегда навеки проигравших. Общности ежеминутно побеждающей.

Перед нами книга горьких разочарований — разочарований не в жизни, мы от неё ничего и не ждали. Смерть тоже оказалась слишком пресной, хотя так утомительно интриговала, создавая невероятные манящие образы. От смерти мы теперь тоже ничего не ждём.

Вера

Похожие записи:

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.