НРАВЫ ЛЯГУШЕК ЮЖНОГО КАЗАХСТАНА

Это моя хата. Заходи, пожалуйста! Он моя сосед. Нурсултан Тюлякбаев. Боль в моя дырка задница. Я делай окно всё из стекла, он тоже делай всё из стекла. Я делай камин, он тоже делай камин. Я закупай радио. Он не накопил. Радостно!

«Борат: культурные исследования Америки в пользу славного государства Казахстан»

 Когда нет людей, лягушка говорит: «Озеро мое!»

Казахская поговорка

Мы въезжаем на автомобиле в маленький город в южном Казахстане между Байконуром и Алма-Атой. По краям дороги через каждые 200-300 метров стоят билборды. У местных нет денег на размещение рекламы, поэтому все билборды заняты официальной пропагандой — непривычная вещь для человека из России.

С билбордов на нас смотрят деятели казахской национальной культуры — какие-то безвестные акыны и писатели. Мелкие племенные вожди смотрят взглядом Чингисхана. Смотрят аксакалы, увешанные медалями Великой Отечественной, среди них затесался один русский дедушка. Официальная пропаганда страны чтит самую главную победу советского народа, но здесь есть своя «закавыка»: все чаще казахи высказываются в том духе, что русские «приватизировали» эту победу, обделив остальные советские нации.

Пропаганда Таможенного союза: Назарбаев, Лукашенко и Путин «рукопожимаются», дотошность автократии даже в мелочах — выбрано фото, где президент Казахстана стоит в центре группы.

Официальную часть государственной идеологии вкратце можно сформулировать так. Назарбаев пытается на территории своей республики выстроить новый СССР, в котором место государствообразующей нации занимают казахи. Неофициальная часть идеологии — старый добрый этнический национализм. Официальная «интернациональная надстройка» появилась из-за того, что в момент развала СССР этнические казахи составляли всего 40% населения Казахстана. Сейчас эта доля доведена до 66%, а в южном Казахстане субъективно это и все 90%.

Отсюда такое негативное отношение казахстанских властей к Русской весне. С нацменьшинствами здесь еще как-то считаются, но национальный подъем может быть только у титульной нации.

Мы проезжаем через центр города — свежеотремонтированные дороги и фасады зданий, всюду чистота — видно, что следят. У местных властей на это есть деньги, а все потому, что работают совместные с китайцами предприятия. Если быть точнее — китайцы выкачивают нефть. Они тут еще не сильно развернулись, но я уже слышал такую поговорку: когда придет черный русский (так по цвету волос называют китайцев) — белый русский покажется братом.

Китайцы испытывают дефицит в местных специалистах, потому завозят своих. Это еще одно следствие ухода русских: резко просели культура и образование. Казахстан с глупыми ужимками и ненужным пафосом реанимирует свое степно-кочевое прошлое и жизненные ценности того времени.

Вся жизнь правоверного казаха живется споистине азиатским блеском и шиком. Машина, дом, мобильный телефон — три кита благополучия казахской семьи. Вся семья закредитована на поколение вперед, на столе месяцами не появляется ничего кроме макарон, но «фасад» должен быть на подобающем уровне, как минимум не хуже, чем у соседей. Доходит до абсурда.

Лично наблюдал картину: на обочине дороги останавливается дорогая иномарка с кожаным салоном, из этого самого кожаного салона владелец машины выгружает дыни и начинает торговать ими у этой же самой обочины дороги.

Как и в России, вершина жизненного пути — свадьба. Сам не был, говорю по наслышке. Не менее 500-600 человек гостей. Приглашают всех знакомых, малознакомых и совсем незнакомых. Пусть на столах шаром покати, но ресторан ломится от народа.

Сырға салу — «окольцовывание» невесты. Сторона жениха одаривает родственников невесты золотыми украшениями. Чтобы не ударить в грязь лицом, ювелиру относят старые семейные украшения, он их подновляет и клеит бирки, как будто они только что куплены. Об этом я узнал из первых рук — от одного из местных ювелиров. Вот так по мелочи все постоянно обманывают друг друга, лишь бы казаться значительнее, чем они есть.

Подобное бросание пыли в глаза очень сильно развито и в России: все эти «меня сложно найти, легко потерять и невозможно забыть» — лишь вершина айсберга. Но казахи, благодаря более низкому уровню культуры, берут поистине ошеломляющие высоты в этом негласном соревновании.

Смотря по телевизору местные новости я узнал, что сажать коррупционеров непрактично. Гораздо выгоднее накладывать на них кратные штрафы. Так и до Казахстана спустя несколько лет дошли идеи медведевских реформ. Обычно российские нововведения в законах здесь копируют до мелочей и гораздо быстрее — примерно через полгода, выдавая их за изобретения прозорливого ума национальной администрации. Даже курить на улицах Казахстана теперь запрещено, как и в России. Ушлые менты отлавливают курильщиков по камерам наблюдения (!).

Мы поселились на окраине города. Здесь лоска поменьше, «китайские» деньги почти не доходят. Дороги разбиты, зато строится новая мечеть, а недалеко от нее ресторан. Межнациональных проблем почти нет, потому что (как в том анекдоте про расизм и негров) почти нет русских. А так-то видно, что «орыс» здесь не очень любят.

Когда я говорю о русских, речь в первую очередь идет не об этнической принадлежности, а о культурной. Здесь слово «русский» до сих пор в некоторых случаях равнозначно слову «советский», если кому-то больше нравится эта терминология. Обрусевшие татары, башкиры и чуваши идут с русскими по одному «разряду» — «говоришь по-русски, значит ты русский». Давно и прочно «русифицированные» корейцы, советские казахи и узбеки — все это потенциальные проводники Русского мира. Они смотрят российские телеканалы, сидят на российских сайтах, читали бы книги на русском языке, если бы на это появилась мода, но Россия делает вид, что их не существует.

Мы очень многое потеряли здесь за 25 лет независимости от своих имперских амбиций. Выросло новое поколение казахов, ни в коей мере не ориентированных на Россию. Местные русские ждут, когда умрет Назарбаев, не оставив после себя преемника. Кажется, их ожидания наивны: проблема легко просчитывается, а значит казахстанские элиты смогут ее решить. Тем более, что у России нет желания вмешиваться в предстоящий передел власти.

Милюк Андрей

Похожие записи:

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.