НАУЧНАЯ СЕКЦИЯ ПИЛОТОВ (1996)

Научная Секция Пилотов

Режиссёр: Андрей И

В молодости Андрей И вызывал у меня уважительный интерес. Его интервью вызывали серьёзные обвинения в эстетическом фашизме, что для меня тогда было лучшей рекомендацией из всех возможных. Показанная в то время по телевидению «Научная Секция Пилотов» только закрепила уважительное отношение. Я тогда в нём ничего не понял, но именно это мне и понравилось. Индустриальная эстетика московского метрополитена. Музыка Курёхина. Настолько сложные диалоги, что мозг кипит и ломается при попытке понять их смысл. И много убийств. На тот момент — идеальное сочетание всего, что я искал в кино. Смущало только то, что я совершенно не мог уловить смысла в происходящем на экране, но я решил тогда, что это результат недостатка элементарной начитанности и что нужно просто продолжить заниматься самообразованием, планируя в будущем пересмотреть и оценить недооценённый мной шедевр. За то время, что я занимался самообразованием, многое поменялось. В первую очередь — отношение к Андрею И. Когда я увидел его в телепередаче «Искатели», с серьёзным и грозным видом старавшегося удивить домохозяек, мне стало ясно, что его прежний имидж был не более чем имиджем, без реального содержания. С другой стороны, мне очень понравился его первый фильм, «Конструктор Красного Цвета», хотя было заметно, насколько различаются по качеству сам материал и его манерная подача.

И вот, пересмотрел. Раньше мне этот фильм намного больше нравился, тогда я видел только декорации, а сейчас наконец-то разглядел, как именно они построены. И теперь всё показалось слишком манерным и претенциозным, почти как в фильмах Андрей Исканова или в «Арбитре» Охлобыстина. Режиссёр настолько перегружает конструкцию фильма, что всё разваливается на части под грузом неестественности.

Формально это триллер, причём с очень хорошей, интересной предпосылкой. Маньяк террорист совершает внешне немотивированные акции в метро, с каждым разом повышая уровень угрозы. Он использует особенности системы для её разрушения. Команда аналитиков должна разгадать логику его действий и предотвратить неизбежную катастрофу. К сожалению логика террориста и ответные действия аналитиков очень и очень иррациональны и далеки от нашей логики. Особенно это заметно к концу фильма, когда рассчитанные ими схемы начинают руководить их действиями. Если сказано, что в решающей точке будет такое количество трупов и произойдёт это в заранее рассчитанное время, то так и будет. Если к этому добавить невероятную перегружённость каждого кадра образами и крайне неестественную игру актёров, то картина становится ясной.

С другой стороны, нужно признать, на фоне вышеупомянутых Охлобыстина и Исканова Андрей И выглядит очень хорошо. В его фильмах присутствует атмосфера. Ясно, что где-то под горой гипертрофированного самомнения у него скрывается настоящий талант. Не вполне реализованный, но настоящий.
Одного образа метрополитена как грандиозного надчеловеческого организма достаточно, что бы простить фильму большинство недостатков. Не все, но большинство.

Плюс музыка Курёхина. Этот саундтрек выглядит бледно по сравнению с его шедеврами, кажется, что он написан скорее на заказ и состоит из обрывков прежних работ. Но это по-прежнему работа гения. И она отлично сочетается с эпизодами убийств в метро.

Неровный фильм. Но стоящий, по крайней мере одного просмотра. В своей нише он один из лучших.

Рамирес

Похожие записи:

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.