МИФЫ В СМИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)

В устройстве и функционировании современного человеческого общества СМИ играют одну из первостепенных ролей. Для успешного навязывания «правильной» точки зрения СМИ повседневно используют базовые человеческие стереотипы и мифы, глубоко укоренившиеся в подсознании людей, создают и внедряют в сознание новые мифы.

Для начала попробуем дать обозначение термина «миф», обратившись к словарю социальной философии.

Миф (греч. — слово, речь, предание) — язык описания, благодаря своей исконной символичности, оказавшийся удобным для выражения вечных моделей личного и общественного поведения, сущностных законов культуры, социального и природного космоса.

Миф является базисным феноменом культуры.
В бытовом обиходе современного человека слово «миф» ассоциируется с вымыслом. При упоминании этого слова в памяти всплывают чёткие ассоциации с мифами и легендами Древней Греции, сказочными сюжетами, древними преданиями. То есть человек представляет «миф», как нечто вымышленное, несуществующее, нереальное, сказочное.

Неплохо характеризует миф филолог Наталья Кириллова: «между реальностью и человеком должно быть ещё «нечто», необходим «посредник», который помог бы индивидууму воспринять реальность, выработать отношение к ней. Миф — это то, во что можно «упаковать» реальность».

Сергей Кара-Мурза даёт такую трактовку: «Миф — обобщенное представление о действительности, сочетающее и нравственные, и эстетические установки… Это всегда представление в значительной мере иллюзорное, но в силу своей этической и художественной привлекательности оказывающее большое воздействие на массовое сознание».

Миф по Ролану Барту — это достаточно сложная коммуникативная система, сообщение, один из способов «означивания», семиотическое явление.

Если не брать во внимание отнюдь не сторонние труды о природе исследования мифа советского академика Алексея Лосева и особое (с большой буквы) мнение Рене Генона, то мы получим примерное представление о мифе из уст вышеприведённых исследователей.

Миф выполняет различные функции: он одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает, носит побудительный характер.

Очень давно мифы прочно вошли в миросозерцание людей, спрограммировав их жизненные установки.
В двадцатом веке, веке бурного развития медиа-индустрии — газет, радио, кинематографа, телевидения, интернета — произошла переоценка роли мифа. Изначальное мощное влияние мифологической конструкции на сознание отдельного человека и общество в целом было взято на вооружение средствами массовой информации для незаметного изменения восприятия окружающей реальности.

Так какова же функция мифа в СМИ сегодня? Может, как это принято называть, «социальный заказ» от индивидуума или группы индивидуумов?

Идея применения конструкции мифа в повседневной жизни уходит корнями в социально-политическое устройство общества. В XX веке в западную политическую жизнь входит негласная универсальная доктрина управления массами под названием «soft power» (мягкая власть). Западная властная элита осознала, что сегодня грубые насильственные действия не эффективны. Незачем физически подавлять волю человека, навязывать ему что-то с помощью приказов и распоряжений. Можно с помощью медиаиндустрии и СМИ незаметно влезть в человеческое сознание и заставить его думать и действовать по заданной программе так, что человек сам не будет об этом догадываться. И тут, со всей полнотой и размахом, применима многогранная и универсальная конструкция мифов.

С помощью мифов медиаиндустрия создала целый рынок образов — от радужных до абсолютно «чёрных» — потребляемых современным обществом. Через мифы в западном обществе была создана «вторая реальность», «общество спектакля». В такой «второй реальности», медийной реальности, человек, в зависимости от своих потребностей, мог найти себе «миф по душе» и, что называется, остаться в нём навсегда, не догадываясь об этом.

Конечно же, многие люди сознательно уверены в «собственном выборе» и не хотят думать, что до этого были побеждены умело внедрённым мифом. В этом одна из основных функций мифа в СМИ — победить человека ещё до того, как он это осознал, а затем спрограммировать его поведение в будущем в нужном ключе.

После такой многоступенчатой операции по унификации, включающей в себя создание мифа, адаптацию мифа к уже существующим мифологическим концепциям, внедрение мифа в сознание, создатели мифа получают опосредованный контроль над обществом и отдельным человеком. Сегодня мы можем убедиться в этом на ярком примере устройства западного общества.

Продолжение следует
К.В.

Похожие записи:

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.