МИФЫ В СМИ-2

Окончание, начало в ТМ №28

Одной из основных функций мифа в средствах массовой информации в пространстве «второй реальности» является полное замалчивание, «убийство» информации. Сегодня СМИ не важно, были в той или иной стране уличные беспорядки или нет. Отлаженная система отреагирует на новость так, словно беспорядки действительно имели место. В данной системе не важно, что было на самом деле.

Важно то, что говорят СМИ. Превращаясь в потребителя такой информации, человек становится политически пассивным, инертным, что и требуется для осуществления успешных манипуляций сознанием аудитории. Телевидение берет валом, напором, бесчисленными повторами и сменой ярких «картинок». Калейдоскоп «картинок» гипнотизирует зрителя, завораживает его.

Телевизионный гипноз позволяет отключить сознание, снять барьеры для восприятия информации, сделать человека более внушаемым, навязать ему «повестку дня».

Но как технически осуществить повсеместное внедрение мифов в сознание через СМИ? Как сделать так, что бы о том или ином мифе сутки напролёт рассказывали в схожем ключе все медиаресурсы, навсегда вбивая в человеческое сознание «нужную» информацию?

Очевидно, что большое количество мифов, влияющих на мировоззрение людей, порождается условиями современной монополизации медиаресурсов. Они, в свою очередь, контролируют весь поток информации, предоставляемый для общества. Этот факт зафиксирован рядом исследователей и аналитиков.

В 1982 г. выходит в свет книга американского учёного и публициста Бена Багдикяна «Монополия средств массовой информации». В этой книге Багдикян описывает, как средства массовой информации постепенно превращались в собственность крупных финансовых корпораций и монополий. Если на момент выхода исследования в США насчитывалось 50 крупных финансовых и промышленных корпораций, которые владели на тот момент всеми СМИ, то сегодня их число сократилось до 6.

Как отмечает Багдикян, «влияние соображений экономической выгоды, воздействие на информационный процесс установок чисто экономического характера, приводят к социальной стерильности и замалчиванию основных проблем, стоящих за важными событиями, о которых сообщается в информации».

Нам могут возразить, что несмотря на процесс монополизации СМИ, свобода слова там никуда не делась. Однако, пресловутая «свобода слова» сегодня — есть лишь ещё один успешный миф, господствующий на Западе. Доказательством этому факту служит не только тотальная пропаганда норм «общества потребления» и его нравственных установок, как единственно верной парадигмы развития любого общества, но и полное замалчивание альтернативных точек зрения по тем или иным вопросам.

Так депутат Европарламента, автор фильма о событиях 11 сентября 2001 г. в США «9.11: расследование с нуля», итальянец Джульетто Кьеза с его иным взглядом на данные события не смог продемонстрировать массовому зрителю свой фильм ни в США, ни даже в самой Италии. Все крупные телекомпании и кинотеатры просто игнорировали предлагаемое альтернативное видение трагических событий. Это прямое последствие процесса монополизации СМИ с унифицированным мифологичным представлением «реальности» и «других точек зрения».

Следовательно, преподносимая СМИ информация просто подгоняется под уже заданный стандарт в обществе, то есть под тот или иной миф. На самом деле СМИ лишь распространяют, внедряют в сознание образ, разработанный специалистами. Они выбирают главные черты этого образа, исходя из уже готовых и «разогретых» стереотипов массового сознания, или, если позволяют время и средства, предварительно видоизменяют, достраивают и усиливают нужные стереотипы.

Если СМИ провозгласили, что «башни-близнецы были взорваны террористами», то так оно и будет. Никакую другую точку зрения не потерпят и не озвучат. Этот взгляд возводится в ранг непреложной истины. Как правило, безапелляционное утверждение мифа, как единственно верного варианта развития события, приводит к рождению и тиражированию в СМИ другого, ещё более масштабного мифа. Опираясь на подобные мифы, вершатся судьбы целых государств, народов, наций.

Нам могут возразить, «а как же интернет — единственное свободомыслящее пространство?» Интернет сегодня — один из самых мифологизированных медиаресурсов, с которым скоро не в силах будет соревноваться телевидение. Про всевозможные «социальные сети» стоит давно писать пухлые критические исследования на предмет атомизации и дегенеративной гипериндивидуализации личностей активных «юзеров». Интернет — это как нетронутый браконьерами затерянный пруд, в котором буквально кишат мифы разных фасонов, цветов, размеров.

Основная функция того или иного мифа в таком случае — манипуляция сознанием. В некоторых случаях применение мифа на практике доведено до совершенства.

Однако понять миф — означает не только понять его слабости и уязвимые места, но и осознать его невероятную силу. Силу, через которую миф манипулирует сознанием человека и общества, лишая его свободы в поведении и независимости суждений. Этим явлениям необходимо противостоять.

К.В.

Похожие записи:

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.