БЕЗ ОСОБЫХ НА ТО ПРИЧИН (2012)

Без особых на то причин (2012)

Режиссер Чарли Пол

Прижизненные археологические раскопки. Чаще всего о гонзо-журналистике говорят в контексте писанины Хантера С. Томпсона. Подобные разговоры вообще «томпсоноцентричны». Поэтому бывает полезно взглянуть на процесс глазами других его участников.

Например, Ральф Стэдман. Отличные иллюстрации, свое достойное место в аллее славы гонзо. Хотите посмотреть еще раз на его картинки, послушать его мнение о совместном творчестве с ХСТ? Тогда этот фильм для вас. С бонусом — Уильямом Берроузом в одном из эпизодов. Хорошее документальное кино. Очень достойное, как заметил один из комментаторов: «Они вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они». Но вспоминают они как-то вяло. Неистовства и мощи не хватает в описании неистового и мощного стиля сверхжурналистики.

«Н-да, а потом мы несколько дней подряд пили, и когда посмотрели на себя в зеркало… Лихое было время», — как-то так это выглядит со стороны, не хватает разве что старческого причмокивания губами.

Вот как эти ребята всю свою жизнь высмеивали жлобье и гнусную обывательщину: «Тысячи буйных, спотыкающихся пьяных, тем больше свирепеющих, чем больше они проигрывают денег. К полудню они будут жрать мятные джулепы, держа их в обеих руках, и блевать друг на друга между заездами. Все здесь будет завалено телами, плечо к плечу. Будет тяжело передвигаться. Проходы между рядами будут скользкими от блевотины, люди начнут валиться на пол и хватать тебя за ноги, чтобы не быть растоптанными. Синяки будут ссать в штаны перед кассами. Ронять горстки монет и драться за то, чтобы нагнуться и подобрать их», — слова на века. С обязательными иллюстрациями Стэдмана. Но эти слова теряют всю свою силу, наложенные на подобные документалки — в своем роде прижизненные археологические раскопки, благожелательные и немного отстраненные.

Надо понимать, что гонзо — это наше все. Газета «Лимонка» была чистым гонзо своего времени, и она выполнила свою задачу, вложила свой весомый вклад в борьбу с коллективным российским Никсоном, которым внезапно оказались вообще все, кого допустили до легальной политической деятельности. Такой враг должен быть у каждого поколения, и каждое поколение должно иметь свое гонзо, чтобы если не победить врага, то хотя бы высмеять его и припечатать должным образом в веках.

Классическое томпсоновское гонзо уже не катит — сейчас это не более чем достояние прошлого, наглядное пособие, как люди древности лили говно на головы жлобья. Необходима новая журналистика, адекватная сегодняшним реалиям. Способная пройти между пошлым эгоцентризмом субкультуры современного искусства, замешанного на активизме, и пафосом оторванных от реальности боевых листков демократической оппозиции.

Короче, нужны новые идеи, а пока их нет — смотрите кино о Ральфе Стэдмане и гонзо.

Петр Огузок

Похожие записи:

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.