ЖЕЛЕЗНАЯ ПЯТА ОЛИГАРХИИ

Железная пята олигархии

В конце девяностых этот фильм меня разочаровал. Я тогда очень хотел его посмотреть, всё-таки Баширов отличный актёр, и Tequilajazzz на тот момент была моей самой любимой группой. Но я совершенно не подходил на роль адекватного зрителя. Мне слишком нравился в детстве роман Джека Лондона «Железная Пята». В основном за то, что там вполне убедительно был показан медленный и неудержимый поток изменений, превращавший современное автору общество в антиутопию. Пафосные монологи героини я воспринимал и воспринимаю как художественный приём, а финал в наступившей в далёком будущем утопии предпочитаю игнорировать. К тому же у меня это было время самого пика увлечения левыми идеями, поэтому к людям вроде Анпилова я относился с симпатией и интересом. В итоге получившийся фильм мне показался просто издевательством над дорогими для меня вещами. Талантливым, но слишком злым.

Через много лет пересмотрел — и фильм меня просто отправил в нокаут! Я в нём вообще не нашёл слабых мест. Ни одного!

При всей простоте визуального ряда фильм переполнен цитатами из раннего советского кино.

При первом просмотре я был просто не в состоянии понять этот язык, слишком мало я тогда знал о советском авангарде. Поэтому я в принципе не мог оценить, к примеру, финальный танец героя, цитирующий «Землю» Довженко. Эти цитаты, при всей ироничности фильма в целом, не являются пародией. Это не издевательство, это цитирование, совершенно уважительное. В остальном фильм своей простотой и лаконичностью напоминает о фильмах Sтык движения, только почти без эпатажа. Аналогия, кстати, очень логичная, созданный Башировым в Петербурге фестиваль «Дебоширфильм» довольно похож по репертуару на московский фестиваль «Sтык». Там тоже принимало участие множество любительских и неформатных лент, вдобавок Баскова получила на «Дебоширфильм» первый приз за фильм «Голова». Мне кажется очевидным, что и Баширов и авторы обоймы Sтыка двигались в одном и том же направлении и в ретроспективе могут считаться частью одной и той же культурной волны. Только москвичи в основном продолжали традиции перфоманс-арта и московского концептуализма, тогда как корни единственного фильма Баширова идут из перестроечного авангарда.

Актёрская игра тоже на высоте. Я имею в виду игру одного актёра, бенефис Баширова совершенно изумителен. Баширов всегда был мастером эпизода, и этот фильм состоит целиком из мастерских эпизодов. Тексты, произносимые Николаем Петровичем похожи на импровизацию, абсурдные, бессвязные и очень смешные.

Остальные актёры скорее присутствуют в кадре, конкурентов Баширову нет. Однако это совсем не плохо, большинство актёров на самом деле культовые питерские музыканты: Tequilajazzz и “Колибри” в полном составе в ключевых ролях, а так же Сергей Кагадеев из НОМ в эпизодической роли агента олигархии.

Понятно, что такой состав участников не мог не отразится на качестве саундтрека. И Tequilajazzz, и “Колибри” на тот момент были на пике творческой активности, причём имели опыт совместной работы в виде альбома «Бес Сахара», одной из лучших, на мой взгляд, альтернативных пластинок девяностых годов. Саундтрек, впрочем, звучит совершенно не похоже на упомянутый совместный альбом. Фёдоров в этот раз не стал лениться и написал оригинальные инструментальные композиции, в том числе и очень тяжёлые. Из «Колибри» спела только Инна Волкова. Но одна её песня, «Ты не герой», оказалась просто жемчужиной. Думаю, я её прослушал по кругу несколько сотен раз. У меня был период в жизни, когда при необходимости подремать днём на перерыве, я просто ставил эту песню на повтор, тихо-тихо, закрывал глаза и погружался в транс. Причём эта песня позволяет на своём примере понять как устроен язык самого фильма. Она ведь тоже по сути состоит из обрывков штампованных фраз советской эпохи: «Я помню, счастье есть. Я знаю, саду цвесть, когда такие люди, тысячи орудий, страшно перечесть.» Однако, не смотря на явную иронию в употреблении потёртых выражений, сама песня действительно лирична. И красива. Баширов в
фильме точно также использует фрагменты из полузабытого пропагандистского романа как язык, на котором героиня признаётся в любви к странному маргиналу. Ясно, что сам Баширов совершенно не любит роман Джека Лондона, однако дело тут вовсе не в политической направленности. Чистый, безжизненный пафос вызывает иронию вне зависимости от того, какую политическую идею высказывают с этим пафосом.

При желании этот фильм можно целиком переозвучить. Оставить действие точно таким же, но вложить в уста героев монологи из «Атлант Расправил Плечи», к примеру, сделав героя либертарианцем, а агентов олигархии — чиновниками или профсоюзными деятелями. Это всё равно не сделало бы фильм политическим памфлетом. Поскольку самое важное в этом фильме никак не произносится.

Последний хороший фильм из постмодернистских комедий девяностых. Обязательно к просмотру всем ценителям жанра.

«Железная пята олигархии», Режиссер: Александр Баширов, 1997

Рамирес

Похожие записи:

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.